Чтобы правильно развивать моторику рук малыша, необходимо знать законы и этапы развития тонкой моторики.
12 недель
Положение кисти: кисть раскрыта и слегка сжата. Нет необходимости длительное время держать кисти раскрытыми. пальцы активно хватают тогда, когда какой-либо объект (палец взрослого, кольцо, погремушка) касаются их.
Ребенок совершает активное движение, захватывает предметы с поверхности. Дотрагивается до интересующего предмета. При общей реакции на предмет, происходит координация глаз и рук (вижу — беру), рука тянется к предмету.
16 недель
Положение кисти: ребенок совершает движения пальцами, царапается, переребирает, хватает свое тело, сжимает волосы, одежду.
Ребенок может удерживать подвешенное кольцо. Кольцо вложенное в руку удерживается около минуты, даже если рука раскрывается и сжимается.
20 недель
Совершение действий на поверхности: малыш царапает, скребет пальцами. Данные действия ребенок совершает естественно, без стимуляции тестовыми объектами.
Действия с предметами: малыш случайно схватывает предметы. При помещении предмета (кубик, шарик) в руку или спонтанном захвате он оказывается между пальцами и ладонью, обычно с локтевой стороны. Малыш может поднимать предмет с поверхности, без предварительного дотрагивания.
24 недели
Действия с мелкими предметами: ребенок захватывает предметы всей рукой, держит мелкие объекты в центре ладони, сомкнув пальцы вокруг него.
Малыш после захвата удерживает предмет около минуты. Теперь рука уже не сжимается и разжимается автоматически, если это происходит, то предмет падает.
28 недель
Действия с предметами: предметы располагаются в ладони руки, но не в центре, а ближе к лучевой стороне, пальцы смыкаются вокруг предмета, большой палец начинает противопоставляться им (ладонное радиальное схватывание).
Действия с мелкими предметами: ребенок сгребает предметы всей рукой или дотрагивается до нее. Рука над или около предмета, все пальцы согнуты с сгребающем, скребущем движении. Вся рука в движении. Большой палец двигается вместе с остальными.
32 недели
Действия с мелкими предметами: лучевая сторона кисти определенно повернута к мелкому предмету и производит ведущее действие в схватывании предмета.
Малыш пытается схватить предмет, приближая большой палец к согнутому или разогнутому указательному пальцу, другие пальцы согнуты или активно синхронно смыкаются (радиальное схватывание), иногда захват происходит успешно.
36 недель
Действие с предметом: малыш держит предмет кончиками большого, указательного и среднего пальцев (лучевое пальцевое схватывание). Видно пространство между предметом и ладонью.
Действия с мелкими предметами: ребенок успешно подцепляет мелкий предмет, зажав его между большим пальцем и стороной согнутого указательного пальца (цепкое, клещевое схватывание). Остальные пальцы слегка согнуты, во время схватывания не сгибаются и не разгибаются.
40 недель
Действия с предметом: ребенок неловко выкидывает предмет; опускает предмет на поверхность и убирает руку или помещает предмет в емкость (коробку, чашку, миску и т.д.)
Действия с мелкими предметами: малыш легко захватывает мелкие предметы. Независимо от типа схватывания оно удается с первой или со второй попытки, участие большого пальца необязательно, и движения остальных пальцев не скоординированы;
Малыш захватывает мелкий предмет между передней поверхностью большого и кончиком указательного (или среднего) пальца (нижнее пинцетное схватывание). Кисть и плечо расслаблены, обеспечивают свободное движение пальцами.
Действия с кольцом и шнурком: ребенок легко защипывает шнурок с привязанным к нему кольцом между большим и кончиком указательного (или среднего) пальца (нижнее пинцетное схватывание). Быстрое, но несформированное схватывание не обеспечивает защипывания.
44 недели
Действия с колокольчиком: малыш хватает за кончик ручки, берет колокольчик кончиками пальцев, как правило, не сразу, но может и с первого захватывания.
48 недель
Действия с мелкими предметами: ребенок захватывает между большим и кончиком указательного (или среднего) пальца (точное пинцетное схватывание), рука поднимается над поверхностью стола, без дополнительной поддержки плеча расслабляется на столе — в этом заключается отличие от нижнего пинцетного схватывания.
52 недели
Точное пинцетное схватывание.
56 недель
Действия с предметом: ребенок берет два предмета одной рукой. Может взять их одновременно, исследует возможность взять их поочередно.
По теме статьи:
- Логопедия: постановка звука «Р»
- Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики
- Развитие пальцев и кистей рук детей первого года жизни
- Психомоторная коррекционная гимнастика
- Артикуляционная дыхательная гимнастика
- Пальчиковые игры, Часть 1
- Как научить разговаривать ребенка