Так хочется, чтобы малыш поскорее научился разговаривать! Однако чтобы этот счастливый момент случился раньше, родителям необходимо приложить усилия к развитию его речи.
Родители с таким нетерпением ждут, когда ребенок скажет первое слово! Кого первого позовет, чтобы ему подали любимую игрушку или поставили интересный мультик – маму или папу? А малыш все еще тормозит и изъясняется невнятными односложными звуками. Родителям важно понять, что именно от них чаще всего зависит овладение ребенком речевых навыков.
С чего начинается слово?
Еще задолго до того, когда кроха начнет осмысленно произносить какие-то звуки, начинается развитие его речи. Этот момент важно не пропустить и обязательно общаться с ним, чтобы уже в шесть месяцев в его головке происходило накопление так называемого пассивного словаря. Значения предметов, действий, понятия «мама» и «папа» — все это ему необходимо освоить заранее, а уже потом, после того как ему исполнится годик, малыш начнет усваивать и произносить до 20-ти слов в месяц! И если родителям некогда и дома принят режим молчания, то откуда у ребенка возьмется словарный запас? Вот и придумывает он собственные названия всему, что его окружает, говорит на своем, ему одному понятном языке, называя модели машин на радиоуправлении «бибиками», а мячи – «лям».
Существует разработанная логопедами схема, по которой можно определить, как продвигается развитие речи. Конечно, она довольно усредненная, но узнать, не отстает ли ребенок в речевом развитии и усваивает ли речь том темпе, который положен по возрасту, вполне позволяет.
1 годик – малыш должен уметь строить предложения из одного слова.
2 годика – малыш должен уметь составлять предложения из двух слов.
3 годика — малыш должен уметь составлять предложения из трех слов.
Вроде все просто, однако, что понимает под понятием «слово» ребенок? Для него и молоко, и машинка может обозначаться одним «мо». Вообще, развитие речи очень индивидуально.
Накапливаем словарный запас
Чтобы малыш как можно быстрее освоил речь и выдавал целые предложения, ее важно развивать, помогая малышу накапливать словарный запас. Любые действия – сборы на прогулку, игры в песочнице и дома, уборка квартиры, важно комментировать вслух. Можно задавать вопросы и самим же на них отвечать. Обязательно эмоционально окрашивать свою речь, дополнять жестикуляцией и мимикой. К примеру, если дома появилась радиоуправляемая модель катера, то пусть ребенок вместе с папой запускает его в ванной, а папа рассказывает, как он устроен, где включается и по каким таким морям плавает.
Нельзя разговаривать с ребенком при помощи жестов или коверкая слова, сюсюкая. Ведь не иностранец же перед вами или инопланетянин, а собственный малыш. И родную речь он поймет гораздо быстрее, чем язык жестов или непонятные уменьшительно-ласкательные слова.
И еще: чтобы ребенок мог охарактеризовать предметы, он должен их трогать, ощущать, поэтому обязательно пусть лепит из пластилина, перебирает гладкие пуговки и кубики, строит конструктор. К развитию речи подходить необходимо индивидуально и творчески, и только тогда невнятный лепет вашего ребенка быстро превратится в ясную и четкую речь.
По теме статьи:
- Логопедия: постановка звука «Р»
- Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики
- Развитие пальцев и кистей рук детей первого года жизни
- Законы и этапы развития тонкой моторики
- Психомоторная коррекционная гимнастика
- Артикуляционная дыхательная гимнастика
- Пальчиковые игры, Часть 1