Долго думала, имею ли я право писать на эту тему. Я не психолог, не воспитатель — я обычная молодая девушка. Но проблему детской инвалидности знаю изнутри: сама в 8 месяцев заболела полиомиелитом и чуть не умерла.
Но благодаря мудрости и любви своих родителей смогла вырасти психически полноценным человеком, который может общаться и жить в этом мире наравне со здоровыми людьми. Надеюсь, мой опыт может пригодиться другим людям. Все сказанное ниже относится только к умственно и психически полноценному ребенку, у которого паралич.
10 правил
Эти правила, конечно, и правилами назвать сложно: скорее рекомендации как воспитывать ребенка-инвалида. Ситуации бывают разными, поэтому выбирайте только то, что подходит в вашем случае. Со многим, возможно, вы не согласитесь – что ж, поступайте так, как велит ваше родительское сердце.
- Самое главное: воспитывайте ребенка инвалида в семье так, как если бы он был обычным здоровым ребенком. Никогда, ни при каких обстоятельствах не жалейте его или себя и не позволяйте делать этого другим! Не допускайте никаких поблажек в сравнении с другими детьми! Например, не говорите: «Тебе я дам больше конфет, чем твоему брату, ты у нас слабее». Или: «Да, я просила тебя выполнить то-то и то-то, но ладно, за тебя это сделает кто-то другой, а тебе и так в жизни досталось, отдыхай». Если он объективно не может что-то сделать – помогите, но незаметно, не акцентируя на этом внимание. Поощряйте и наказывайте его наравне с другими. Иначе ребенок-инвалид в семье может вырасти либо с комплексом неполноценности, либо самовлюбленным.
- Сделайте все, чтобы ребенок не чувствовал себя «иным». Если он будет спрашивать вас, почему он не такой, как другие, расскажите ему о его болезни. НО! Не давайте ей эмоциональной оценки. Пускай это звучит для ребенка примерно так: все люди разные, у одних глаза голубые, у других ноги не ходят.
- Не требуйте, чтобы вам что-то уступали (например, место в очереди) только потому, что вы с ребенком-инвалидом. Если же кто-то уступил вам, поблагодарите и скажите ребенку: «Вот видишь, какой человек замечательный! Ты ему очень понравился, вот он и решил помочь тебе и твоей маме». Главное, чтобы ваш ребенок не щеголял своей инвалидностью и не старался добиваться чего-то своей болезнью.
- Позаботьтесь, чтоб вашему ребенку было достаточно общения, не запирайте его в четырех стенах! Если нет возможности вывозить его на улицу, постарайтесь сами найти ему друзей. Если вы сидите с ребенком-инвалидом дома, можно найти родителей, которым нужна няня: убьете сразу двух зайцев. В любом случае приглашайте других детей к вам домой поиграть. Только постарайтесь контролировать эти игры: дети порой бывают очень жестоки по отношению к тем, кто слабее их. С девочками проще: они будут сидеть с куклами; мальчики же любят подвижные игры. Но можно и эту проблему решить, благо сейчас много игр, в которые можно играть сидя и даже лежа (например, компьютерные). Пускай ваш ребенок общается как можно больше! (Если вы можете родить ему братика или сестричку, это будет просто великолепно).
- Прививайте любовь к чтению и тягу к знаниям. Это очень поможет во взрослой жизни. Однако следите, чтобы ребенок не ушел в свой придуманный мир: книжный ли, мир Интернета или телевизора…
- Приветствуйте проявления самостоятельности! Пусть у ребенка инвалида в семье будет какая-то обязанность по дому: то, что ему по силам. Приучайте его к тому, что за себя отвечает он сам, а не вы – вы только помогаете ему.
- Постарайтесь найти ребенку любимое занятие. Для этого предложите перепробовать все, что возможно: лепку, вышивку, чтение, музыку, коллекционирование… Найдите, что интересно вашему ребенку, и всячески поддерживайте и помогайте ему в этом. Хобби не только поможет не скучать, но и будет способствовать общению со здоровыми людьми.
- Оставьте место для тайны. Ребенок-инвалид целиком и полностью зависит от вас. Вся жизнь его проходит на ваших глазах. Это может тяготить ребенка, особенно в подростковом возрасте. Поэтому постарайтесь вмешиваться только тогда, когда это действительно необходимо. Если он о чем-то не хочет говорить сам – не выспрашивайте. Пусть будет какая-то часть жизни, не известная или якобы неизвестная вам.
- Не рассказывайте страшных историй о жестоком мире, от которого вы оберегаете ребенка-инвалида и с которым ему предстоит столкнуться в будущем, не называйте его тепличным растением! Это очень ранит душу и способствует тому, что ребенок становится недоверчивым и необщительным, начинает чувствовать себя не таким, как все.
- Самый тяжелый период – подростковый, когда хочется любви и независимости. Здесь сложно что-либо посоветовать, главное – пережить. Но постарайтесь подготовиться к этому заранее. Расскажите ребенку о том, что в любви важна душа, а не физическое здоровье и красота. Скажите, что если его сверстники целуются, это еще не значит, что они нашли свою любовь. И т.п. – здесь только ваше любящее сердце может подсказать. Однако я думаю, подростка необходимо «отпустить» настолько, насколько это возможно. Все равно он находится под вашим контролем – но пусть хотя бы не чувствует этого! Дайте ему как можно больше свободы.
Да поможет вам Бог вырастить настоящего полноценного человека, умеющего быть счастливым!
Нина ГРОНСКАЯ