Цели и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста Воспитание

Эстетическое воспитание детей направлено на развитие способностей ребенка воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное.
Одним из компонентов целостной системы эстетического воспитания дошкольников является музыкальное воспитание. Каждый ребенок по-своему талантлив. Дошкольные учреждения призваны создавать оптимальные условия для максимального развития талантов и способностей.

Зачем детям нужно музыкальное воспитание

Основная цель музыкального воспитания детей дошкольного возраста — это создание творческой среды для формирования и дальнейшего совершенствования музыкальных способностей ребенка. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач.

Основные задачи музыкального воспитания дошкольного возраста

  1. Воспитывать эмоциональный отклик и интерес детей к искусству музыки.
  2. Обогащать музыкальный кругозор воспитанников.
  3. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями в процессе изучения музыкальной грамоты: высота и длительность звука, сила звука, характер музыкального звучания, ритм, музыкальные жанры.
  4. Развивать музыкально-сенсорные способности: ладо-высотный слух, чувство ритма, певческий голос, выразительность танцевальных движений, умение анализировать музыкальные произведения.
  5. Обучать практическим навыкам в различных видах музыкальной деятельности: пение, танец, музыкально-двигательные упражнения, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация.
  6. Воспитывать музыкальный вкус на основе восприятия ребенком классических и современных музыкальных произведений, относящихся к образцам мирового музыкального искусства.
  7. Максимально раскрывать и совершенствовать творческую составляющую личности ребенка.

Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

ФГОС дошкольного образования одним из своих принципов выдвигает возрастную и индивидуальную адекватность образовательных программ.

Программа музыкального воспитания учитывает стремительный темп развития ребенка-дошкольника и имеет свои особенности на каждом этапе дошкольного детства. Музыкальный руководитель решает глобальную задачу. Он сопровождает ребенка по пути музыкального развития. Это путь от эмоционального отклика на простейшую мелодию к умению производить анализ классических произведений и творить под музыку.

Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в себя несколько различных видов деятельности: слушание музыки, пение, музыкально -ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Важно: Основой отечественного музыкального воспитания является деятельность слухового восприятия (слушание музыки). Без слушания нет исполнения. Не услышав мелодию, невозможно ее воспроизвести ни голосом, ни на инструменте, ни в танце. Поэтому разделу «Слушание» музыкальный руководитель должен отводить первое и главное место в своей работе.

Отечественная система музыкально — эстетического воспитания основывается на деятельности восприятия, тогда как зарубежные программы музыкального воспитания детей ставят во главу угла либо танец (Эмиль Жак Далькроз), либо пение (Золтан Кодай), либо игру на музыкальных инструментах (Карл Орф).

Внимание: В связи с этим задачи музыкального воспитания усложняются от одного этапа дошкольного детства к следующему по видам деятельности.

Поэтапные задачи музыкального воспитания

Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1 этап (ранний возраст):

  1. Развивать слуховое внимание и эмоциональный отклик на музыку.
  2. Различать звуки по высоте.
  3. Формировать предпосылки пения и движения под музыку (хлопки, притопы, круговые движения кистей рук и др.).

2 этап (младший дошкольный возраст):

  1. Способствовать возникновению желания слушать музыку и отмечать изменения в ее звучании.
  2. Формировать умение узнавать знакомые мелодии.
  3. Различать звуки по высоте, силе (тихо — громко).
  4. Воспитывать умение дифференцировать мелодию по ритму (шаг и бег).
  5. Развивать певческие интонации, пропевая окончания фраз совместно с педагогом.
  6. Развивать ритмичность движений.
  7. Формировать умение играть на шумовых музыкальных инструментах (погремушка, бубен, барабан и т. п. ).

3 этап (средний дошкольный возраст):

  1. Воспитывать стойкий интерес и любовь к музыке, желание слушать.
  2. Формировать музыкально-сенсорные навыки на основе музыкально- слухового восприятия.
  3. Совершенствовать умение узнавать и называть знакомые мелодии.
  4. Формировать умение понимать характер музыкального произведения.
  5. Продолжать развивать певческий голос и певческие навыки (чистота интонирования, певческая дикция).
  6. Формировать выразительность и ритмичность движений под музыку.
  7. Способствовать формированию простых вокально – двигательных навыков.
  8. Формировать первоначальные умения игре на детских музыкальных инструментах (барабан, металлофон, ксилофон, маракасы).

4 этап (старший дошкольный возраст):

  1. Продолжать расширять музыкальный кругозор путем ознакомления с музыкальными жанрами: песня, танец, марш.
  2. Совершенствовать умение узнавать знакомое музыкальное произведение на слух (по яркому фрагменту).
  3. Формировать умение понимать и называть характер музыкального звучания.
  4. Формировать понятие о том, кто создает музыку (композитор, народ), о средствах музыкальной выразительности. Познакомить с известными русскими и зарубежными композиторами и их произведениями для детей.
  5. Продолжать совершенствовать вокальные навыки:
    • чистота интонирования,
    • певческая дикция,
    • певческое дыхание,
    • умение вовремя вступать после проигрыша,
    • выразительность исполнения.
  6. Формировать умение петь «а капелла» (без сопровождения).
  7. Формировать умение производить элементарный анализ музыкального произведения.
  8. Продолжать совершенствовать вокально – двигательные навыки в хороводах и плясках.
  9. Знакомить с музыкальной грамотой:
    • дифференцировать высокие и низкие звуки в пределах терции, показывая движением руки,
    • различать движение мелодии вверх и вниз,
    • определять длительность звуков.
  10. Знакомить с искусством импровизации в различных видах музыкальной деятельности (пении, танце, игре на музыкальных инструментах).

5 этап (этап подготовки к обучению в школе):

  1. Продолжать расширять музыкальный кругозор путем ознакомления детей с музыкой композиторов — классиков и современных авторов.
  2. Совершенствовать умение узнавать произведение на слух по вступлению или фрагменту, называть жанр музыкального произведения, его автора.
  3. Совершенствовать умение анализировать музыкальное произведение (по частям, по характеру частей), называя средства музыкальной выразительности, рассказывая о содержании программных произведений.
  4. Продолжать совершенствовать вокальные навыки:
    • чистота интонирования,
    • певческая дикция,
    • певческое дыхание,
    • слаженность исполнения,
    • своевременное вступление после проигрыша,
    • точная передача сложного ритмического рисунка,
    • выразительность исполнения,
    • исполнение одной и той же мелодии в 2-3 ближайших тональностях.
  5. Совершенствовать умение петь «а — капелла».
  6. Продолжать совершенствовать вокально – двигательные навыки в хороводах и плясках.
  7. Продолжать совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах (металлофон, клавишные, ударные).
  8. Совершенствоваться в освоении музыкально грамоты:
    • различать высокие и низкие звуки в пределах терции, показывая движением руки,
    • определять движение мелодии вверх и вниз,
    • определять длительность звуков,
    • исполнять одну и ту же мелодию в 2-3 ближайших тональностях.
  9. Передавать в движении характер музыкального образа.
  10. Самостоятельно инсценировать игровые песни.
  11. Совершенствовать навыки импровизации в различных видах исполнительской деятельности (пении, танце, игре на музыкальных инструментах).

Методы и приемы музыкального воспитания

Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Традиционно отечественная наука подразделяет общепедагогические методы на три группы: наглядные, словесные и практические.

Но специфика музыкального воспитания вносит свои коррективы в общепринятую классификацию.
О.П. Радынова предлагает наглядные методы применительно к музыкальному воспитанию разделить на наглядно-слуховые и наглядно-зрительные. При этом наглядно-зрительный метод не должен применяться до использования наглядно-слухового, что соответствует постулатам отечественной методике музыкального воспитания.

  • Словесные методы: направлены на организационную составляющую музыкальных занятий.
  • Практические методы: используются на занятиях в виде образца исполнения всех видов музыкальной деятельности: пения, игры, движения.

Важно: чтобы образец не стал препятствием к формированию творческих способностей ребенка.

Искусство музыки способствует формированию гармоничной личности. Музыка оказывает воздействие на формирование личностных качеств ребенка с самых первых дней его жизни. Неоценимо влияние музыки на нравственные качества, на умственное и физическое развитие, на эмоциональную сферу. Музыкальное воспитание, являющееся одной из составляющих дошкольного воспитания в целом, способствует формированию личности будущего гражданина.

Оцените статью
xozayka
Добавить комментарий