Страстная неделя

В день Вербного Воскресенья вечером, на отпусте, cвященник говорит: «Грядый Господь на вольную страсть», и мы вступаем в Страстную Неделю, в самое святое время года.

Весь церковный год является подго­товлением к Страстной Неделе и Пасхе. В первые дни Страстной  Недели   —   Великий   Понедельник, Великий Вторник  и Великую Среду  — строй богослужений очень напоминает службы Великого Поста и мало чем отли­чается от него: утреня каждого дня совершается обычно накануне вечером, утром совершается литургия преж-деосвященных даров (т.е. вечерня, сливающаяся с ча­стью литургии), а вечером служится Великое Повечерие. На утренях   понедельника,   вторника и среды, т. е. обычно вечером в воскресенье, понедельник и вторник поется тропарь: «Се, жених грядет (идет)  в полунощи й блажен раб, его же обрящет (найдет) бдяща  (бодр­ствующим)…», а в конце канона торжественная песнь, так    называемый «экзапостиларий»:  «Чертог  (дворец) Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам (не имею), да вниду в онь (чтобы войти в него): про­свети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

В Великую Среду со скорбью вспоминаем мы преда­тельство Христа Спасителя Иудой, — но тут же вспоми­наем и покаяние грешницы, возлившей миро на Христа и отершей ноги Его волосами своими. В этот день поется на утрени: «Иуда предатель льстив сый, льстивым лоб­занием (поцелуем) предаде Спаса Господа и Владыку всех, яко раба продаде иудеом: яко овча на заколенис тако последоваше Агнец Божий, Сын Отчий, един много­милостивый». А на вечерне поется: «Днесь Христос при­ходит в дом фарисеев и жена грешница, приступивши к ногам, валяшеся вопиюща: Виждь погруженную гре­хом, отчаянную деяний ради, но не гнушаемую от Твоея благости, и даждь ми, Господи, оставление злых и спа­си мя».

В Великий Четверг  великопостный строй богослуже­ния нарушается. В этот день мы вспоминаем установле­ние Христом таинства причащения. Совершается литур­гия Св. Василия Великого, а в архиерейских храмах чин «омовения ног» по примеру Христа, умывшего за Тайной Вечерью ноги ученикам.

Читайте так же:  Новый год в Европе

Вечером в четверг совершается утреня Великой Пят­ницы, за которой читаются так называемые Двенадцать Евангелий, в которых рассказывается вся история стра­даний Христовых. За этой службой мы стоим с зажжен­ными свечами, которые потом несем домой и по старому православному обычаю делаем на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. В благочестивых се­мьях есть обычай сберегать четверговый огонь в лампа­дах до Пасхи.

После окончания канона поется экзапостиларий: «Разбойника благоразумного во едином часе раеви спо­добил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя».

В Великую Пятницу, в день когда умер на кресте Спаситель, не совершается литургия. Утром служатся Царские Часы, на которых читают снова все Евангелие о страданиях Христа. Днем в Великую Пятницу совер­шается вечерня с обрядом выноса плащаницы под пе­ние: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв, положи». Плащаница, т. е. плат — кусок материи. Таким платом обвил, т. е. обвернул св. Иосиф Тело Христово. На плащанице, которую выносят в цер­кви, написан образ Спасителя, положенного во гробе.

После окончания вечерни и выноса плащаницы обычно читаются очень трогательные молитвы, так на­зываемый «Плач Богородицы».

Вечером в пятницу, а по уставу, который соблюда­ется в некоторых церквах, рано утром, на рассвете, в суб­боту служится утреня Великой субботы с чином погре­бения Христа. За этой службой читаются длинные стихири по очереди со стихами из 118-го псалма. Сын Бо­жий не только стал человеком,   но   и    испытал самое страшное в человеческой жизни — смерть и схождение во ад. Этим схождением во ад были спасены и искупле­ны все человеческие души, находившиеся в аду.

Читайте так же:  С чем носить короткую ветровку?

Утром в Великую Субботу  совершается литургия, ко­торая соединяется с пасхальной вечерней.

Источник: Закон Божий

По теме статьи:

 

Оцените статью
xozayka