Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения.
Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
В течение всего поста не полагается совершать литургию в будние дни недели. Великий Пост есть время покаяния и печали о своих грехах, а литургия радостная служба, за которой мы вспоминаем воскресение Христово. Но так как оставаться целую неделю без возможности причаститься христианам было слишком тяжело, то была установлена особая служба, — вечерня с причащением, — называемая Литургией Преждеосвященных Даров, за которой верующие могли причащаться Дарами освященными заранее.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается Великим Постом по средам и пятницам, по субботам совершается Литургия Иоанна Златоуста, а по воскресеньям — Литургия Василия Великого.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.
В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.
Первую неделю Великого Поста по церковному уставу полагается проводить особо строго. В древности все христиане, а теперь монахи в самых строгих монастырях, совсем ничего не едят первые три дня.
По вечерам на первой неделе (в понедельник, вторник, среду и четверг), в начале повечерья, читают так называемые Мефимоны, — Великий Канон Андрея Критского. В этом каноне рассказывается вся ветхозаветная и новозаветная история, обращая внимание на ее нравственный смысл.
В первое воскресенье Великого Поста совершается Торжество Православия, установленное в Византии после победы православия над ересью иконоборчества (иконоборцы не признавали почитания икон). В этот день на середине храма ставятся святые иконы и перед ними служится молебен. В архиерейских церквях совершается чин Торжества Православия, за которым всем православным возглашается многолетие, а всем отступникам от православия — анафема.
Не надо думать, что анафема есть проклятие. Церковь никого не проклинает. Анафема есть торжественное провозглашение, что такие-то люди (отрицающие бытие Божие, не почитающие Матерь Божию, отрицающие догматы Церкви, не почитающие святых икон и прочее) в Церкви больше не состоят, от нее отделены. Слово анафема значит «отделяю». Конечно отделение от Церкви страшно и гибельно, но надо помнить, что не Церковь отделяет людей, а люди отделяют себя от Церкви и Церковь только свидетельствует, что это отделение произошло и молится о возвращении отпавших.
Второе воскресенье Великого Поста посвящено Св. Григорию Паламе, Архиепископу Солунскому (или Салоникскому). /
Третье воскресенье, с которого начинается четвертая неделя Великого Поста, посвящено Кресту Господню и вся четвертая неделя называется крестопоклонной. Накануне крестопоклонного воскресенья на всенощной выносится крест и совершается такое же поклонение ему, как и накануне Воздвижения. Церковь знает, что постный подвиг трудный и поэтому в середине поста она ободряет своих верных детей, благословляя их крестом и напоминает нам, что Господь принял за нас на кресте гораздо более трудный подвиг.
Четвертое воскресенье посвящено памяти Св. Иоанна Лествичника, знаменитого подвижника и учителя монахов, который написал книгу «Лествица».
На пятой неделе поста в среду вечером, или в четверг утром снова читается Великий Канон Андрея Критского, на этот раз весь полностью. Эта служба называется Великим Стоянием. На ней тоже читается житие прел. Марии Египетской, великой грешницы, ставшей праведницей. На этой же неделе Литургия Преждеосвященных Даров совершается еще в четверг.
Пятое воскресенье посвящено Преп. Марии Египетской.
Обычно на время Великого Поста приходится празднование Благовещения.
В пятницу на шестой неделе кончается Великий Пост. В одной из молитв этого дня мы услышим: «Душеполезную совершив четыредесятницу и священную седьмицу страсти Твоея, просим видети, Человеколюбче».
Суббота шестой недели называется Лазаревой Субботой. В этот день, когда мы вспоминаем воскресенье Лазаря, вся церковная служба бывает воскресной.
Воскресенье после шестой недели поста называется Вербным Воскресеньем — это двунадесятый праздник в память Входа Господня в Иерусалим, когда народ с пальмами в руках встречал Его. За всенощной под этот праздник мы стоим в церкви с зажженными свечами и ветками вербы или пальм в руках. В день Вербного Воскресенья вечером, на отпусте, священник говорит: «Грядый Господь на вольную страсть», и мы вступаем в Страстную Неделю, в самое святое время года.
Весь церковный год является подготовлением к Страстной Неделе и Пасхе.