Что связывает детей с ДЦП или аутизмом, а также людей, перенесших инсульт или травму, с черепно-мозговым параличом или, как у Стивена Хокинга, с боковым амиотрофическим склерозом? Проблемы с порозумированием. Однако есть способы это исправить.
ДЦП и умение говорить
Для большинства из нас речь — почти автоматическая деятельность. Говорить так же естественно, как дышать. Говоря, мы общаемся с другими, мы передаем им свои эмоции, впечатления, потребности и запросы. Это кажется очевидным.
Однако есть группа людей, которые по разным причинам не могут общаться с помощью речи. На трудности могут влиять взрослые и дети, а также те, которые вызваны врожденными заболеваниями, инвалидностью или приобретенными нарушениями речи. Эта неспособность произносить слова, и предложения вызывает осложнения во всех сферах человеческой жизни.
У детей это может вызвать научную пассивность и подчинение другим. Все, от мала до велика, отчуждены от общества. Но им можно и нужно помочь в центре лечения дцп.
К счастью, этого не должно быть. В таких случаях на помощь приходит альтернативная и вспомогательная коммуникация – AAC (Alternative and Augmentative Communication). Под эту концепцию подпадают многие проверенные системы невербальной коммуникации.
Что помогает в такой ситуации людям с ДЦП?
Чаще всего общение инвалидов осуществляется с помощью электронных устройств: синтезаторов речи, устройств с записанной речью, компьютеров с сенсорными экранами, указателей и специально разработанных мышей и клавиатур для навигации.
Благодаря новым технологиям даже люди с тяжелыми формами инвалидности могут принимать активное участие в общественной жизни. Аналогично британский астрофизик Стивен Хокинг, общающийся с внешним миром с помощью синтезатора речи, в который он вводит речь с помощью виртуальной клавиатуры.
До 2005 года он делал это рукой, а сейчас из-за прогрессивного паралича обрабатывает компьютер мышцами щеки. Ученый также продолжает работу над системой, способной переводить импульсы, исходящие из его мозга, в речь.
Способность эффективно общаться оказывает большое влияние на нашу повседневную жизнь. Мы общаемся со многими людьми во всех повседневных ситуациях. То, как мы это делаем, напрямую влияет на качество нашей жизни, качество создаваемых отношений и наше чувство безопасности. И это сильно влияет на наше интеллектуальное развитие.
Неумение общаться с помощью речи гораздо сложнее, когда речь идет о ребенке. Разработка альтернативного способа общения с окружающей средой необходима для умственного и физического развития. Человек, большой или маленький, у которого нет возможности выражать свои эмоции, не будет развиваться должным образом. Разговор – это инструмент в обучении детей, которые не говорят.