Иконы Божией Матери

Со времени появления первой христианской иконы ни один лик православного святого, за исключением разве что Спасителя, не изображался так часто и не вызывал такого священного трепета, как лик Пресвятой Богородицы. В изображение ее лика художники вкладывали весь свой талант и всю свою любовь. И сотни лет назад, и сегодня иконописцы стремились придать ее образу всю красоту, достоинство, величие и кротость, на которую только была способна их кисть.

Традиции изображения на иконах Божией Матери

Так
сложились традиции, что русские иконы всегда изображают Пресвятую Деву в
печали. Впрочем, в нём этот святой образ исполняется еще большей
душевной ясности, духовной силы и мудрого величия. И в светлой печали, и в
скорби Богородица неизменно потрясает воображение неповторимым одухотворением и
отрешенностью от забот бренного мира.

Чаще всего
художники-иконописцы изображают Пресвятую Деву с Младенцем. На одних иконах Божией Матери Она
нежно поддерживает Его, на других с невыразимой нежностью прижимает Сына к
Себе, на третьих – с гордостью и торжественностью показывает Младенца миру. Но
общим для всех Ее образов является благоговение, с которым она готова
поклоняться и приносить Себя в жертву Божественному Младенцу.

Основные
черты, которыми наполнен образ Богоматери на русских иконах, это просветленность,
отрешенность и лиричность. В знак замужества голову Пречистой Девы покрывает
ниспадающая на плечи четырёхугольная накидка, которая была традиционным убором для замужних
иудейских женщин. Она покрывает голову и укутывает всю фигуру. Края накидки украшает кайма и бахрома. Это покрывало, по-гречески называемое мафорий, чаще всего
имеет красный цвет, который является символом страданий и напоминает о царском
происхождении. Для нижних одежд, как правило, художники выбирают голубой цвет
как символ небесной чистоты и совершенства.

Еще одной
важной деталью одеяния Пречистой Девы являются нарукавники – поручи. Этот
элемент одежды встречается в облачении священников, а в образе Богородицы
становится символом служения Спасителю.

Чело и плечи
Божьей Матери украшают три звезды, написанные золотом. Это древние украшения на
иконе символизируют чистоту и невинность Богородицы, а также являются символом
Святой Троицы. Некоторые иконы оставляют все три звезды открытыми, а на
некоторых одна из звезд перекрывается образом Младенца. Это является знаком
того, что во Христе воплотился Бог Слова – вторая ипостась Святой Троицы.

Иконографические  типы икон Божией Матери

Всего
насчитывают пять основных способов изображения Богородицы по типу иконографии: «Заступница», «Молящаяся»,
«Умиление», «Всемилостивая», «Путеводительница».

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия»,
«Знамение») 

Этот образ
является самым древним и встречался уже у первых православных христиан.  На этих иконах Божья Матерь изображается в
фас, по пояс, поднявшая распростертые в стороны и согнутые в локтях руки на
уровень головы в древнем жесте, символизирующем поклонение и вознесение молитвы
к Господу. Ее лоно прикрывает круглая сфера с ликом Спаса Эммануила. В
православных храмах местом для этой иконы традиционно становится верхняя часть
алтаря.

Этот тип
икон получил название «Оранта», что по-гречески означает «Молящаяся». и
«Панагия», что в переводе с греческого означает «Всесвятая». В России этот
образ называли «Знамением», связывая его с событиями, произошедшими 27 ноября
1169 года во время осады Новгорода. Защитники города вынесли на стену крепости
икону Богородицы, а когда в нее вонзилась одна из стрел, из глаз Пресвятой Девы
покатились слезы. Для защитников города это стало знамением того, что
Богородица молится об их победе, и они, воспрянув духом, отразили наступление.

2. «Путеводительница» («Одигитрия»)

Правая рука
Богоматери указывает на Младенца Христа, который восседает на Ее правой руке.
Образы выписан строгими и прямоличными, а головы Богородицы и Сына не
соприкасаются.

 

Образ святой
Богоматери становится напоминанием для всего рода человеческого, что
единственно верный путь – это служение Христу, и Она готова провести каждого по
этому пути святого служения, в конце которого каждого ждет вечное спасение.
Именно так изображал Богородицу первый православный иконописец – святой апостол
Лука.

Самыми
известными на Руси иконами этого типа являются  Тихвинская, Смоленская, Иверская.

3. «Умиление» («Елеуса»)

Эта икона
изображает Младенца Иисуса и Богородицу, соприкасающихся щеками. Это
символизирует трогательную нежность, которой исполнено общение Матери и
Младенца, а символический смысл этой иконы – любовь между человеком и Богом,
оплотом которой является Церковь Христова.

Образ
Матери, прижимающей Младенца к Себе, исполнен задумчивости: Богородица как бы
предугадывает все тяготы крестного пути, которые предстоят ее Сыну. Наиболее
почитаемой из таких икон  является
Владимирская икона Божией Матери.

Благоговение,
с которым относятся к этой иконе православные 
христиане, не случайно и обусловлено различными историческими событиями,
связанными с ее происхождением и участием в защите Москвы от завоевания
татарами. Икона «Умиление» находила особый отклик в сердцах русских христиан,
которым была близка и понятна идея служения и жертвенности своему народу и
скорбь Богоматери, отправляющей Своего Сына на муки во спасение рода
человеческого.

4.
«Всемилостивая» («Панахранта»)

Для икон
этого типа характерен образ Пресвятой Девы, восседающей на престоле и держащей
на коленях Младенца. Престол является символом царственности Богоматери как
совершеннейшей женщине из рода человеческого.

Самыми
известными в России иконами этого типа являются «Державная» и
«Всецарица».

5. «Заступница» («Агиосортисса»)

Эти иконы
изображают Богородицу в полный рост, без Сына на руках. Иногда Ее лик обращен
вправо, а в руке Она сжимает священный свиток. В каждом православном храме эта
икона занимает видное место – слева от главного образа в иконостасе – изображения
«Спас в силах».

Все иконографические типы икон Божией Матери вы можете увидеть в православном магазине, церковной лавке при храме или православном интернет-магазине, например.  Главное их отличие заключается в способе изображения Богоматери с точки
зрения богословской типизации, поэтому и рассматривать их следует не с точки
зрения их исторической последовательности, а с точки зрения богословских
приоритетов. Разделение иконографии Пресвятой Богородицы на отдельные типы не является точным и всего лишь помогает лучше ориентироваться в иконописи православных христиан.

В названии икон часто допускают ошибку. Говорить надо икона
Божией Матери Владимирская или Владимирская икона Божией Матери, а не Богоматерь
Владимирская, как часто говорят те, кто не знает, что русская иконопись
насчитывает более 280 изображений Божьей Матери.

По теме статьи:

 

Оцените статью
xozayka
Добавить комментарий