Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца — о ниспослании дара терпения.
Празднование иконе в современной богослужебной практике совершается 13/26 августа, а также 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». В настоящее время в Русской Православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и соответственно объединять дни их празднования.
Молитвы и тропарь перед Иконой Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)
Акафист Пресвятой Богородице перед иконами ее «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная»
Предание
Первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией
Матери, согласно преданию, был написан в глубокой древности. В изданиях XIX в.
сообщается, что этой иконе более пятисот лет. В дореволюционной России был
известен один ее чтимый список, который отождествлялся с самим легендарным
оригиналом. Однако особенности иконографии этого образа и тот факт, что он был
написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его позднем
происхождении. Этот список был сделан в XVIII столетии и, возможно, с не
дошедшего до нас изначального образа, принадлежавшего XVII столетию, то есть
тому времени, когда в русской живописи появились многие элементы западной
иконографии.
Чудотворная икона Божией Матери «Семистрельная»
северорусского происхождения. До революции она пребывала в Иоанно-Богословской
церкви на берегу реки Тошни, неподалеку от Вологды. Предание об этой иконе
похоже на многие подобные истории о явленных в видениях чудотворных
Богородичных образах.
Некий крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от
хромоты и уже отчаялся в возможности исцеления. Однажды в тонком сне
Божественный голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где
хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед
ним об исцелении своего недуга. Придя в храм, крестьянин не сразу смог
исполнить то, что было указано ему в видении. Лишь после третьей просьбы
крестьянина не верившие его словам церковнослужители позволили ему подняться на
колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, словно простая доска
служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому
невольному кощунству, священнослужители отмыли образ и отслужили перед ним
молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.
Через несколько лет память об этом чуде стала постепенно
стираться и могла исчезнуть совершенно, если бы не новое дело Божие, которое
вновь явило чудотворную силу «Семистрельной» иконы Божией Матери. В 1830 году
большую часть Европейской России, в том числе и Вологодскую губернию, постигла
страшная эпидемия холеры. Во время этого мора из Тошни в Вологду были
перенесены многие святыни, среди которых был и «Семистрельный» образ, и
поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке, в
вологодском Заречье, справа от главного городского моста. Христолюбивые жители
Вологды обнесли «Семистрельную» икону торжественным крестным ходом вокруг
города. После этого всеобщего моления перед чудотворной святыней холера
отступила так же внезапно, как и пришла.
Со времени своей помощи во время эпидемии икона прославилась
многими чудесными исцелениями больных. После 1917 года чудотворный образ исчез
из Иоанно-Богословской церкви, а в 1930 году в ней прекратились богослужения. В
июле 2001 года приход церкви Иоанна Богослова вновь обрел жизнь, однако святыня
в храм пока не вернулась.
Иконография
Свидетельством сравнительно позднего происхождения образа
Божией Матери «Семистрельная» является ее иконография, передающая в
аллегорической форме евангельское повествование о встрече (сретении) праведным
Симеоном Богоприимцем Божией Матери и Младенца Христа (до революции
существовало еще одно название иконы «Умягчение злых сердец» — «Симеоново Проречение»).
Праведный Симеон, много лет пребывавший в недоумении о значении слов в книге
пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…», на склоне своих лет в
один день по внушению Духа Святого пришел в храм. В этот самый день Мария с
Иосифом принесли Младенца Иисуса, во исполнение закону Моисеева, согласно
которому все еврейские родители должны были своих первенцев на сороковой день
после рождения приносить в храм для посвящения Богу. Праведный Симеон, как
священнослужитель, принял Младенца на руки и, Духом Святым прозрев в Нем Бога,
воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…»
(Лк 2, 29-32). Обратившись же к Матери Божией, Симеон предсказал ей о Младенце:
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет
пререканий, — и Тебе Самой душу пройдет оружие , — да откроются от многих
сердец помышления». (Лк 2, 34-35).
В соответствии со словами Симеонова предсказания на
«Семистрельной» иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца.
Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она
испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно
во время Страстных дней Спасителя.
Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы на
«Семистрельной» иконе, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в
земной жизни. В Священном Писании число семь вообще символизируют полноту
чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных
добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и
т.д.
Пророчество праведного Симеона Богоприимца на
«Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами.
Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови,
не случаен на иконе, изображающей великое горе Божией Матери, поскольку, как
пишется в библейской книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17:11).
Существует и другое толкование образа семи мечей, пронзающих
грудь Пресвятой Богородицы. Это — семь главных греховных страстей человека,
которые приносят Божией Матери новые душевные муки.
Небольшое иконографическое отличие образов Богоматери
«Семистрельной» и «Умягчение злых сердец» состоит в том, что на первой из них
«стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на второй — по три
справа и слева, а одна снизу. Известны и такие изводы иконы, на которых
изображены шесть стрел или еще дополнительное изображение Младенца Христа на
коленях Богоматери.
Существует также еще один Богородичный образ, имеющий свою
особую историю, который непосредственно носит название «И Тебе самой душу
пройдет оружие» (он же — «Страстной»). На этой иконе Пресвятая Богородица
изображена в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее
ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.
Списки с иконы
До революции существовал известный список с чудотворной
иконы Божией Матери «Семистрельной», написанный в память о чудесном избавлении
Вологды от холеры. Этот образ был заказан самими горожанами и поставлен в
приходской церкви преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде. Со
временем этот чтимый список также прославился чудесами. Судьба иконы повторила
историю ее первообраза: она исчезла после 1917 года.
В настоящее время мироточивая икона «Семистрельной»
Богоматери находится в храме Архангела Михаила на Девичьем поле в Москве.