Пасха
– самый светлый христианский праздник. История Пасхи начинается задолго до
Рождества Христова. В Ветхом Завете рассказывается о том, как еще в 13 в. до
н.э. в Египте жили евреи, которых сильно притесняли. Фараон, боясь, что однажды
эта нация станет отстаивать свои права, приказал изнурять евреев тяжелой
работой и запретил им покидать пределы страны. Но и это не помогло, поэтому
правительство пошло на радикальные меры: издали приказ об умерщвлении еврейских
младенцев мужского пола.
Но Бог справедлив, потому что именно в этот момент на свет появился
будущий пророк Моисей. Ради спасения младенца его мать пошла на хитрость:
бросила сына в кустах, откуда его подобрала дочь фараона и воспитала в своем
доме. Прошло время, но Моисей не мог подавить в себе еврейские корни. Он
заступался за родную нацию и однажды убил египтянина, за что вынужден был
покинуть страну.
Именно тогда ему и открылось Божие провидение: наш Отец
пообещал, что фараон отпустит евреев из рабства, но для этого Моисею нужно
вернуться в страну. Он так и сделал, однако правитель не пожелал его слушать,
за что был наказан девятью бедствиями. Но и этого не помогло. Тогда к Моисею
опять обратился Бог и велел, чтобы в один день все евреи зарезали по одному
ягненку, запекли его и съели вместе с пресным хлебом и горькими травами. Кровью
же животного необходимо было помазать двери дома. В ту ночь были убиты все
младенца в Египте, а дети евреев остались целы. Бог просто обошел дома с
меткой. После этого фараон понял, что бороться бессмысленно, и отпустил всех.
Именно
в память об этом дне и был установлен праздник Пасхи, ведь в переводе это слово
означает «пройти мимо», «избавиться». Долгое время каждая еврейская семья четко
выполняла традицию дня избавления от рабства: запекала ягненка и ела его с
пресным хлебом и травами. Со временем традиция трансформировалась, и уже
новозаветная Пасха связана не столько со страданием еврейской общины, сколько
со страданием Иисуса Христа, причем символ ягненка стал прообразом Спасителя
(подобно тому, как животное было отдано на смерть ради спасения, так и Иисус
принял смерть ради спасения всего мира от греха).
Первые празднования христианской Пасхи были совсем не похожи на
современные традиции. Сначала все сводилось к строгому посту в период еврейской
Пасхи (ведь распятие Христа произошло как раз в день иудейского праздника), а уже в
воскресение, или точнее в день после субботы, начиналось празднование и
ликование. С ростом церкви все чаще стал возникать вопрос о дате празднования
Пасхи, ведь пользоваться понятием «14 день месяца нисана» стало неудобным. Вера
распространялась на многие страны, которые жили по собственным календарям. Тогда
было принято решение пользоваться лунным календарем, высчитывая дату праздника,
исходя из циклов луны.
Именно тогда и произошло разобщение понятий иудейская и
христианская Пасха, а со временем, в 1582 года, собственное исчисление приняла
и Римско-католическая церковь, и Западные католики стали отмечать праздник
позже иудеев, но раньше православных. Неизменным для всех остается традиция
приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину
воскресе!», и троекратным поцелуем. Этот обычай восходит еще к апостольским
временам.
Православные четко соблюдают последовательность праздника, приближая ее к событиям минувших дней. Следуя описаниям в
Евангалие, Христос в Четверг должен был прийти в Иерусалим на праздник Пасхи и
его там все ждали как нового царя, человека, способного победить смерть (до
этого Спаситель воскресил Лазаря). Именно в этот день иудеи готовились к
празднику, приводили в порядок свои жилища и запекали ягненка (о чем
свидетельствует Тайная вечеря). Сегодня в память об этих событиях последний
четверг перед Пасхой назван Чистым.
Самым скорбным днем для верующих является
пятница, ее еще называют Страстной. В этот день был распят Иисус. В Великую
субботу православная церковь поминает телесное погребение Спасителя, а уже в
Воскресенье наступает собственно праздник – ликование по поводу Воскресения
Иисуса и победы над смертью. Пасху празднуют еще пятьдесят дней после главного
дня, ведь именно столько времени Христос являлся своим ученикам и наставлял их
на апостольство.
Татьяна Маслова