Великий Пост

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения.

Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

В течение всего поста не полагается совершать ли­тургию в будние дни недели. Великий Пост есть время покаяния и печали о своих грехах, а литургия радостная служба, за которой мы вспоминаем воскресение Христово. Но так как оставаться целую неделю без воз­можности причаститься христианам было слишком тя­жело, то была установлена особая служба, - вечерня с причащением, - называемая Литургией Преждеосвященных Даров, за которой верующие могли причащать­ся Дарами освященными заранее. 

Литургия Преждеосвященных Даров совершается Великим Постом по сре­дам и пятницам, по субботам совершается Литургия Ио­анна Златоуста, а по воскресеньям - Литургия Васи­лия Великого.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. 

В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом. 

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

Первую неделю Великого Поста по церковному уста­ву полагается проводить особо строго. В древности все христиане, а теперь монахи в самых строгих монасты­рях, совсем ничего не едят первые три дня.

По вечерам на первой неделе (в понедельник, втор­ник, среду и четверг), в начале повечерья, читают так называемые Мефимоны, - Великий Канон Андрея Крит­ского. В этом каноне рассказывается вся ветхозаветная и  новозаветная история, обращая внимание на ее нрав­ственный смысл.

В первое воскресенье Великого Поста совершается  Торжество Православия, установленное в Византии пос­ле победы православия над ересью иконоборчества (иконоборцы не признавали почитания икон). В этот день на середине храма ставятся святые иконы и перед ними служится молебен. В архиерейских церквях совер­шается чин Торжества Православия, за которым всем православным возглашается многолетие, а всем отступ­никам от православия - анафема.

Не надо думать, что анафема есть проклятие. Церковь никого не проклинает. Анафема есть торжественное провозглашение, что та­кие-то люди (отрицающие бытие Божие, не почитающие Матерь Божию, отрицающие догматы Церкви, не почи­тающие святых икон и прочее) в Церкви больше не со­стоят, от нее отделены. Слово анафема значит «отде­ляю». Конечно отделение от Церкви страшно и гибельно, но надо помнить, что не Церковь отделяет людей, а люди отделяют себя от Церкви и Церковь только свиде­тельствует, что это отделение произошло и молится о возвращении отпавших.

Второе воскресенье Великого Поста посвящено Св. Григорию Паламе, Архиепископу Солунскому (или Салоникскому). /

Третье воскресенье, с которого начинается четвертая неделя Великого Поста, посвящено Кресту Господню и вся четвертая неделя называется крестопоклонной. На­кануне крестопоклонного воскресенья на всенощной вы­носится крест и совершается такое же поклонение ему, как и накануне Воздвижения. Церковь знает, что пост­ный подвиг трудный и поэтому в середине поста она обо­дряет своих верных детей, благословляя их крестом и напоминает нам, что Господь принял за нас на кресте гораздо более трудный подвиг.

Четвертое воскресенье посвящено памяти Св. Иоан­на Лествичника,   знаменитого   подвижника   и учителя монахов, который написал книгу «Лествица».

На пятой неделе поста в среду вечером, или в чет­верг утром снова читается Великий Канон Андрея Крит­ского, на этот раз весь полностью. Эта служба называ­ется Великим Стоянием. На ней тоже читается житие прел. Марии Египетской, великой грешницы, ставшей праведницей. На этой же неделе Литургия Преждеосвященных Даров совершается еще в четверг.

Пятое воскресенье посвящено Преп. Марии Египет­ской.

Обычно на время Великого Поста приходится празд­нование Благовещения.

В пятницу на шестой неделе кончается Великий Пост. В одной из молитв этого дня мы услышим: «Ду­шеполезную совершив четыредесятницу и священную седьмицу страсти   Твоея,   просим   видети,   Человеколюбче».

Суббота шестой недели называется Лазаревой Суб­ботой. В этот день, когда мы вспоминаем воскресенье Лазаря, вся церковная служба бывает воскресной.

Воскресенье после шестой недели поста называется Вербным Воскресеньем - это двунадесятый праздник в память Входа Господня в Иерусалим, когда народ с паль­мами в руках встречал Его. За всенощной под этот праздник мы стоим в церкви с зажженными свечами и ветками вербы или пальм в руках. В день Вербного Воскресенья вечером,   на   отпусте, священник   говорит:    «Грядый   Господь   на   вольную страсть», и мы вступаем в Страстную Неделю, в самое святое время года.

Весь церковный год является подго­товлением к Страстной Неделе и Пасхе.

 

Понравился материал? Спасибо Вам за добавление этой статьи в:

Нравится Забобрить! +МоёМесто.ru

<< К списку статей | Наверх

Автор: | Опубликовано: 12.03.11 | Просмотрен: 838 раз(а)

Распечатать Распечатать | Прислать фото Добавить фото | Обсудить на На форум Форуме

Хотите получать свежие статьи сайта Хозяйка.ру на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку.

Введите сюда свой е-майл адрес:

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.