Иконы Божией Матери

Со времени появления первой христианской иконы ни один лик православного святого, за исключением разве что Спасителя, не изображался так часто и не вызывал такого священного трепета, как лик Пресвятой Богородицы. В изображение ее лика художники вкладывали весь свой талант и всю свою любовь. И сотни лет назад, и сегодня иконописцы стремились придать ее образу всю красоту, достоинство, величие и кротость, на которую только была способна их кисть.

Традиции изображения на иконах Божией Матери

Так сложились традиции, что русские иконы всегда изображают Пресвятую Деву в печали. Впрочем, в нём этот святой образ исполняется еще большей душевной ясности, духовной силы и мудрого величия. И в светлой печали, и в скорби Богородица неизменно потрясает воображение неповторимым одухотворением и отрешенностью от забот бренного мира.

Чаще всего художники-иконописцы изображают Пресвятую Деву с Младенцем. На одних иконах Божией Матери Она нежно поддерживает Его, на других с невыразимой нежностью прижимает Сына к Себе, на третьих – с гордостью и торжественностью показывает Младенца миру. Но общим для всех Ее образов является благоговение, с которым она готова поклоняться и приносить Себя в жертву Божественному Младенцу.

Основные черты, которыми наполнен образ Богоматери на русских иконах, это просветленность, отрешенность и лиричность. В знак замужества голову Пречистой Девы покрывает ниспадающая на плечи четырёхугольная накидка, которая была традиционным убором для замужних иудейских женщин. Она покрывает голову и укутывает всю фигуру. Края накидки украшает кайма и бахрома. Это покрывало, по-гречески называемое мафорий, чаще всего имеет красный цвет, который является символом страданий и напоминает о царском происхождении. Для нижних одежд, как правило, художники выбирают голубой цвет как символ небесной чистоты и совершенства.

Еще одной важной деталью одеяния Пречистой Девы являются нарукавники – поручи. Этот элемент одежды встречается в облачении священников, а в образе Богородицы становится символом служения Спасителю.

Чело и плечи Божьей Матери украшают три звезды, написанные золотом. Это древние украшения на иконе символизируют чистоту и невинность Богородицы, а также являются символом Святой Троицы. Некоторые иконы оставляют все три звезды открытыми, а на некоторых одна из звезд перекрывается образом Младенца. Это является знаком того, что во Христе воплотился Бог Слова – вторая ипостась Святой Троицы.

Иконографические  типы икон Божией Матери

Всего иконы Божией Матери насчитывают пять основных способов изображения Богородицы по типу иконографии: «Заступница», «Молящаяся», «Умиление», «Всемилостивая», «Путеводительница».

1. "Молящаяся" ("Оранта", "Панагия", "Знамение") 

Этот образ является самым древним и встречался уже у первых православных христиан.  На этих иконах Божья Матерь изображается в фас, по пояс, поднявшая распростертые в стороны и согнутые в локтях руки на уровень головы в древнем жесте, символизирующем поклонение и вознесение молитвы к Господу. Ее лоно прикрывает круглая сфера с ликом Спаса Эммануила. В православных храмах местом для этой иконы традиционно становится верхняя часть алтаря.

Этот тип икон получил название «Оранта», что по-гречески означает «Молящаяся». и «Панагия», что в переводе с греческого означает «Всесвятая». В России этот образ называли «Знамением», связывая его с событиями, произошедшими 27 ноября 1169 года во время осады Новгорода. Защитники города вынесли на стену крепости икону Богородицы, а когда в нее вонзилась одна из стрел, из глаз Пресвятой Девы покатились слезы. Для защитников города это стало знамением того, что Богородица молится об их победе, и они, воспрянув духом, отразили наступление.

2. "Путеводительница" ("Одигитрия")

Правая рука Богоматери указывает на Младенца Христа, который восседает на Ее правой руке. Образы выписан строгими и прямоличными, а головы Богородицы и Сына не соприкасаются.

 

Образ святой Богоматери становится напоминанием для всего рода человеческого, что единственно верный путь – это служение Христу, и Она готова провести каждого по этому пути святого служения, в конце которого каждого ждет вечное спасение. Именно так изображал Богородицу первый православный иконописец – святой апостол Лука.

Самыми известными на Руси иконами этого типа являются  Тихвинская, Смоленская, Иверская.

3. "Умиление" ("Елеуса")

Эта икона изображает Младенца Иисуса и Богородицу, соприкасающихся щеками. Это символизирует трогательную нежность, которой исполнено общение Матери и Младенца, а символический смысл этой иконы – любовь между человеком и Богом, оплотом которой является Церковь Христова.

Образ Матери, прижимающей Младенца к Себе, исполнен задумчивости: Богородица как бы предугадывает все тяготы крестного пути, которые предстоят ее Сыну. Наиболее почитаемой из таких икон  является Владимирская икона Божией Матери.

Благоговение, с которым относятся к этой иконе православные  христиане, не случайно и обусловлено различными историческими событиями, связанными с ее происхождением и участием в защите Москвы от завоевания татарами. Икона «Умиление» находила особый отклик в сердцах русских христиан, которым была близка и понятна идея служения и жертвенности своему народу и скорбь Богоматери, отправляющей Своего Сына на муки во спасение рода человеческого.

4. "Всемилостивая" ("Панахранта")

Для икон этого типа характерен образ Пресвятой Девы, восседающей на престоле и держащей на коленях Младенца. Престол является символом царственности Богоматери как совершеннейшей женщине из рода человеческого.

Самыми известными в России иконами этого типа являются "Державная" и "Всецарица".

5. "Заступница" ("Агиосортисса")

Эти иконы изображают Богородицу в полный рост, без Сына на руках. Иногда Ее лик обращен вправо, а в руке Она сжимает священный свиток. В каждом православном храме эта икона занимает видное место – слева от главного образа в иконостасе – изображения «Спас в силах».

Все иконографические типы икон Божией Матери вы можете увидеть в православном магазине, церковной лавке при храме или православном интернет-магазине, например http://www.idrp.ru/buy/show_list.php?main=6.  Главное их отличие заключается в способе изображения Богоматери с точки зрения богословской типизации, поэтому и рассматривать их следует не с точки зрения их исторической последовательности, а с точки зрения богословских приоритетов. Разделение иконографии Пресвятой Богородицы на отдельные типы не является точным и всего лишь помогает лучше ориентироваться в иконописи православных христиан.

В названии икон часто допускают ошибку. Говорить надо икона Божией Матери Владимирская или Владимирская икона Божией Матери, а не Богоматерь Владимирская, как часто говорят те, кто не знает, что русская иконопись насчитывает более 280 изображений Божьей Матери.

По теме статьи:

 

Понравился материал? Спасибо Вам за добавление этой статьи в:

Нравится Забобрить! +МоёМесто.ru

<< К списку статей | Наверх

Автор: | Опубликовано: 09.09.11 | Просмотрен: 1534 раз(а)

Распечатать Распечатать | Прислать фото Добавить фото | Обсудить на На форум Форуме

Хотите получать свежие статьи сайта Хозяйка.ру на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку.

Введите сюда свой е-майл адрес:

ОтменитьДобавить комментарий